Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 12

 

Пользователей: 2

Geralina, SAdm.

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2002.11.24

Разместил: Управление ЗАГС Раменского района
 

Управлению ЗАГС – 85 лет

часть 1

В 2002 году органам ЗАГС исполняется 85 лет. Издревле на Руси вступающие в брак соединяли судьбы под куполами храмов. Лишь торжественное венчание и запись в церковной метрической книге определяли законность брака, как и действительность фактов рождения и смерти. Однако настали другие времена. Одна церковь не могла брать на себя сложные юридические функции. Возросли обязанности государства.

18 декабря 1917 года (по старому стилю) был издан Декрет советской власти «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния». Этот документ не отменял церковный брак, но признавал его «частным делом брачащихся», а официальным фактом признавалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. Так родилась система органов ЗАГС (записей актов гражданского состояния), существующая до сих пор. Поэтому орган ЗАГС по своим функциям приравнивается к священному храму, где младенец становится гражданином Российской Федерации, где рождается новая семья и супружеское счастье, где ставится последняя точка в летописи человеческой жизни.

Органы ЗАГС исполняют государственную функцию регистрации актов гражданского состояния. С нею закон связывает возникновение, изменение и прекращение определенных правовых отношений. Под регистрацией актов гражданского состояния подразумевается регистрация фактов рождения, брака, развода, смерти, усыновления, изменения фамилии и установления отцовства.

В России запись гражданского состояния впервые была введена в 1722 году, когда ПЕТР I установил обязательную регистрацию гражданского состояния православного населения. Несколько позднее, в середине 19 века, подобная практика была распространена и на российское население других вероисповеданий.

Регистрация актов гражданского состояния в дореволюционной России осуществляла церковь, т.е. она проводилась в церковных учреждениях, причем в основном в низовых — приходах. Записи рождения, брака и смерти велись в метрических книгах. Каждая книга состояла из трех основных разделов: записи рождения, брака и смерти. Значительно реже, а в основном, в крупных приходах, каждый вид записи проводился в отдельных книгах. Записи в каждом разделе книги проводились по мере его полного заполнения, после чего заводилась новая книга.

Метрические книги формировались согласно Синодальному Указу от 1831 года и имели графические формы, в записи о рождении введены раздельная нумерация по полу и указания имен родителей. В книгах имеются согласно Синодальному Указу от февраля 1838 года сведения о церковнослужителях и свидетелях. Метрические книги включали регистрацию рождения, смерти, бракосочетания. В Них фиксировались актовые записи всего прихода, относящегося к той или иной церкви.

После Великой Октябрьской социалистической революции одним из первых декретов Советской власти было отделение церкви от государства. Этим церковь устранялась от осуществления любых государственных функций, в том числе и от регистрации актов гражданского состояния. 18 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров принял декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», «О расторжении брака» и «О рождении». Для осуществления записей гражданского состояния предусматривалось создание специальных государственных гражданских органов — отделов записи рождения, брака и смерти, которые вскоре были переименованы в бюро ЗАГС.

Органы регистрации гражданского состояния в Московской губернии начали создаваться в середине 1918 года. Сначала, естественно, создавались уездные органы, а после этого уже и волостные.

Однако, наименование, организация и направление деятельности органов регистрации гражданского состояния еще не были достаточно четко определены. Ответы на эти вопросы впервые в должной мере были даны инструкцией Народного комиссариата внутренних дел, которая опубликована в декабре 1918 года.

Этот документ определил с того времени общее наименование для всех органов регистрации гражданского состояния: отдел записи актов гражданского состояния — ЗАГС. Центральным органом, который должен был заниматься организацией работы всей сети ЗАГСов на территории РСФСР, был определен Центральный отдел ЗАГС при НКВД. В губерниях должны были создаваться губернские отделы ЗАГС при административных управлениях исполнительных органов губернских Советов. Они также должны были в основном заниматься организацией работы органов ЗАГС на своей территории. В уездных центрах предполагалось создание уездных отделов ЗАГС, которые должны были подчиняться исполнительным комитетам уездных Советов, а непосредственно находиться они должны были в ведении уездных отделов милиции. В волостных центрах должны были создаваться волостные отделы ЗАГС при волостных исполнительных комитетах местных Советов. В уездных и волостных отделах ЗАГС и должна была проводиться непосредственная работа по регистрации актов гражданского состояния.

К концу 1919 года все органы ЗАГС Московской губернии активно занялись концентрацией у себя метрических церковных книг записей актов гражданского состояния из церковных учреждений. Уездные и волостные отделы ЗАГС забирали к себе соответствующие книги из церквей своей территории.

В уездных и волостных отделах ЗАГС в первые годы их деятельности записи актов гражданского состояния проводились почти по тому же принципу, как и в метрических книгах. Они также почти везде осуществлялись в общих книгах, разделенных на разделы, в рукописном исполнении. И хотя по декретам 1917 года книги должны были вестись в двух экземплярах, на практике это, как правило, не соблюдалось. По мере полного заполнения в отделах ЗАГС заводились новые книги. Такая практика существовала, в основном, до середины 20-ого года. Примерно в это время вместо книг были введены специальные формы записей актов гражданского состояния. На каждый факт изменения гражданского состояния составлялся отдельный документ — акт. Каждый акт должен был составляться в двух экземплярах, которые юридически имели одинаковую силу. Бланки актов были исполнены типографским способом в виде анкеты, которая заполнялась от руки и затем должным образом оформлялась (подписывалась должностными лицами и ставилась печать).

 

Л.Н.ПАВЛОВА,

Начальник управления ЗАГС Раменского района.

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001