Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 3

 

Пользователей: 0

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2009.06.04

Разместил: ГАУ МО «Информационное агентство Раменского района Московской области»
 

305-й космонавт мира

 

За свою пока еще не слишком долгую журналистскую жизнь мне тем не менее посчастливилось общаться со многими интересными людьми самых разных профессий. А вот с летчиками-космонавтами до недавнего времени поговорить как-то не доводилось. Однако теперь довелось, поскольку мой сегодняшний собеседник — летчик-космонавт РФ, Герой России, кавалер ордена Почетного легиона Ю.В. Усачев.

 

- Юрий Владимирович, буквально пару-тройку десятилетий назад едва ли не каждый мальчишка мечтал полететь в космос. У нынешних школьников такого желания явно поубавилось. И, тем не менее, мой первый вопрос звучит так: трудно ли стать космонавтом?

 

- Трудно! Но сначала я все же должен сказать, что, несмотря на то что время несколько изменилось, желающих летать хватает. В наших двух отрядах космонавтов есть люди, которые дожидаются своего первого полета по пять-семь лет. Первое и необходимое условие для зачисления в отряд космонавтов — это успешное прохождение медицинской комиссии. Как правило, на этом этапе человек узнает о себе очень много нового. Так, по крайней мере, было со мной. Если со здоровьем все в порядке, кандидат сдает технические экзамены (это касается гражданских лиц, военные летчики от экзаменов освобождены). Вот только после этого и начинается подготовка космонавта. Она состоит из нескольких этапов. Первый (длительностью полтора-два года) — общекосмическая подготовка: самые общие вопросы о корабле, о станции, о звездах. Второй этап — это подготовка в группе: более глубокое изучение корабля, станции, тренировки на тренажерах и в гидробассейне для выхода в открытый космос, научные эксперименты. И уже потом следует подготовка в экипаже. Тут изучается конкретная программа полета с конкретными людьми. Вся эта подготовка занимает, как я уже говорил, пять-семь лет. В я 1988 г. прошел медкомиссию, а первый раз полетел в космос в 1994 г.

 

- Обязательно ли быть военным летчиком, чтобы попасть в отряд космонавтов?

 

- Это сложившийся стереотип: раз космонавт – значит, обязательно летчик. Нет, это не так. Уже давно в космос летают наиболее подготовленные инженеры, как правило, это выпускники университета им.Баумана, МАИ, МФТИ.

 

- Вы достаточно много времени провели на орбитальных станциях. Что самое главное в длительном космическом полете?

 

- Самое главное, что я понял уже в первом своем полете, — это необходимость сформировать в космосе привычный быт. Чтобы было все, как на земле. Утром встал, почистил зубы, приготовил завтрак и так далее. Вот помните в фильме «Пираты XX века» в критической ситуации один из героев достает бритву и начинает бриться, то есть делать привычное и обыденное для себя дело. Это успокаивающе действует и на него, и на его спутников. Так же и в полете, дни в космосе надо по возможности сделать похожими на дни на земле.

 

- Юрий Владимирович, вам довелось провести немало времени в космосе как с российскими так и с американскими космонавтами. С кем было легче находить общий язык?

 

- Я пришел к выводу, что все люди очень похожи. И неважно, где ты родился, а важно, что ты за человек! Мне встречались соотечественники, с которыми было очень тяжело общаться, и я знаю немало иностранцев, с которыми найти общий язык было гораздо проще. Мы до сих пор очень дружны с моим коллегой — американским космонавтом Джимом Боссом.

 

- С экрана телевизоров Михаил Задорнов убеждает россиян, что американцы тупые…

 

- Считаю, что этот уважаемый человек не прав. В общей сложности при подготовке к полетам около трех с половиной лет я провел в США. Да, различий между нами и американцами много, но брать какие-то их недостатки и на этом играть, по крайней мере, нечестно. Мне порой было даже неудобно перед своими американскими друзьями. Ведь у них очень много хороших качеств, которым нам не грех бы и поучиться. Американцы более организованны, они больше, чем мы, работают. Они доверчивы. Они очень осторожны в общении, но если доверяют человеку, то открыты перед ним, как дети. И это подкупает. Если о нас можно сказать: говорим одно, думаем второе, а подразумеваем третье, то для американцев это неприемлемо.

 

- В последнее время в прессе появилось немало слухов о том, что высадка американских астронавтов на луне — это грандиозная мистификация. Что вы можете сказать по этому поводу?

 

- Во время подготовки к своим космическим экспедициям мне доводилось встречаться с несколькими американскими астронавтами, участниками того самого полета. Мы много с ними говорили о таких деталях, которые могли знать только люди, действительно на Луне побывавшие. И у меня нет никаких сомнений, что так оно и было. Хотя, может быть, я и заблуждаюсь. Но на сегодняшний момент я думаю именно так. А все споры по этому поводу разрешит только следующая лунная экспедиция.

 

- Вы летали в космос как на корабле «Союз», так и на «Шатле». За чем будущее?

 

- Трудно, если вообще можно сравнивать эти машины. 8-тонный «Союз» и 100-тонный «Шатл» отличаются друг от друга так же, как «Запорожец» и «БелАЗ». Они служат для разных целей. Эксплуатация «Союза», безусловно, дешевле. Даже несмотря на то, что это одноразовый корабль, служащий только для доставки экипажа с Земли на орбитальную станцию и обратно. Использование для этой цели «Шаттла» — весьма дорогое удовольствие. Кроме того, «Союз» постоянно дорабатывается, с каждым новым полетом в него вносятся некоторые конструктивные изменения, улучшающие его качества. «Шаттл» в этом отношении более консервативен. И, тем не менее, я думаю, что будущее все же за многоразовыми кораблями, но для этого ученым придется создать легкое, дешевое и, главное, надежное транспортное средство.

 

- Давайте вернемся к более прозаической теме. Кто в космосе занимается приготовлением пищи?

 

- Все готовится заботливыми руками женщин Бирюлевского продуктового завода и доставляется на орбиту транспортным кораблем «Прогресс». Нам остается только, грубо говоря, точно следовать приложенной инструкции. Если же говорить в целом, то лично я убежден, что пищу экипажу надо принимать вместе, это способствует сплочению коллектива.

 

- Нескромные вопросы можно задавать?

 

- Можно задавать любые вопросы.

 

- В общей сложности вы провели на орбите полтора года. Трудно приходилось без женской ласки?

 

- Хороший вопрос. Большинство людей думают, что нам дают какую-то секретную таблетку, после приема которой долгое время ничего не хочется. Это не так. А отсутствие привычной среды общения — это наши личные проблемы. Мне вспоминается, как мой друг и коллега Валерий Поляков прокомментировал эту ситуацию. На вопрос журналиста: как же мы полгода обходимся без женщин, алкоголя и сигарет, он ответил примерно так: «Вот именно за это нам и присваивают звания «Герой Советского Союза».

 

Беседовал Вячеслав Щедрин

 

Наша справка

Юрий Владимирович Усачев родился 9 октября 1957 г. в городе Донецк, Ростовская область, РСФСР) — Летчик-космонавт Российской Федерации, живет в Звездном городке под Москвой.

Первый космический полет совершил с 8 января по 9 июля 1994 года, работал бортинженером в составе 15-й основной экспедиции на космической станции «Мир» Продолжительность полета составила 182 суток 00 часов 27 минут.

Второй космический полет совершил с 21 февраля по 2 сентября 1996 года вновь в качестве бортинженера 21-й основной экспедиции на космической станции «Мир» Стартовал и приземлялся на космическом корабле «Союз ТМ-23». Продолжительность полета составила 193 суток 19 часов 08 минут.

Третий космический полет состоялся в составе экспедиции на Шаттле «Атлантис STS-101» с 19 мая по 29 мая 2000 года. Был специалистом полета по программе сборки МКС. Продолжительность полета составила 9 суток 20 часов 10 минут.

Четвертый космический полет совершил командиром экспедиции МКС-2. Работал в космосе на 167 дней 6 часов 42 минуты.

В общей сложности Усачев провел в космосе почти 553 суток и семь раз выходил в открытый космос.

 

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001