Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 5

 

Пользователей: 0

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2010.10.01

Разместил: Комитет социального развития, спорта и молодёжной политики
 

"Он был летчиком от Бога..."

 

К восьмидесятилетию Героя Советского Союза летчика-испытателя О.В.Гудкова

 

Хотя его нет уже более тридцати шести лет, он остался в памяти людей и имя его – это часть истории отечественной авиации. Навсегда вошло оно и в историю города Раменское.

 

…Осенью 1973 года проходили дополнительные испытания нового истребителя-перехватчика МИГ-25, очень важного для Вооруженных Сил страны. Этот самолет уже был на вооружении воинских частей, однако в нем время от времени внезапно проявлялся какой-то скрытый дефект, приводивший к катастрофам и гибели летчиков. Для выявления дефекта была разработана специальная программа полетов на разных режимах. Ведущим летчиком-испытателем был назначен Герой Советского Союза Олег Васильевич Гудков. Он сделал уже семь полетов по этой программе, но дефект себя не проявлял. Утром 4 октября проходил восьмой полет. И на этот раз никаких отклонений от нормы в поведении самолета не наблюдалось. Полетное задание было полностью выполнено, и летчик стал готовиться к посадке на аэродром в Жуковском.

 

И вдруг на высоте около тысячи метров в ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на отклонение рулей в обратную сторону не реагировал. Гудкову удалось, наконец, «ухватить» явление, которое до сих пор безуспешно искали.

 

- Вращает! – крикнул он по радио с азартом первооткрывателя, а через секунду уже спокойно и бесстрастно – «вра-ща-ет». Это было последнее слово, переданное им на землю. Из-за плохого качества записи радиосвязи мнения разделились – одни считали, что он сказал: «вращает», другие – «прощайте».

 

Бортовые самописцы фиксировали все, что происходило на борту самолета. Их записи впоследствии помогут летчикам и инженерам распознать коварный дефект и ликвидировать его, внеся необходимые изменения в конструкцию самолета.

 

После этого истребитель-перехватчик МИГ-25 станет воплощением блестящего успеха отечественной конструкторской мысли. Самолет-король, самолет- рекордсмен, на котором будет установлено 25 мировых рекордов, недосягаемый по высоте, обогнавший почти в три раза звук и на десятилетия обогнавший время, он доставит большое беспокойство военному ведомству США.

 

Но все это будет потом, а сейчас, утром 4 октября 1973 года самолет вращало вокруг продольной оси, он резко терял высоту, был практически неуправляем и находился…. над густонаселенным районом Раменского.

 

Конечно, Олег Васильевич мог бы катапультироваться и спасти свою жизнь, но этот выход был не для него.

 

- Если мне когда-нибудь придется падать, — сказал он однажды своему другу Юрию Алексеевичу Шевякову, — я сделаю все, чтобы это случилось как можно дальше от жилых домов…

 

Сейчас был как раз тот случай: в небе над Раменским происходил поединок между непослушной стальной машиной и человеком, борьба за спасение жизни многих незнакомых ему людей.

 

Самописцы впоследствии показали, что на этот поединок Гудкову было отпущено всего 18 секунд. За это время он успел увести практически неуправляемую машину от густонаселенных районов города и заставить ее упасть так, что ни один человек не погиб… Кроме него самого. Он до конца не покинул самолет и катапультировался слишком поздно – почти одновременно с его падением.

 

Самолет упал на площадь перед фабрикой, ограниченную торцами двух складов, вблизи железнодорожной станции «Фабричная». Катапультное кресло ударилось в торец правого (со стороны железной дороги) склада. До сих пор видна там более «свежая» кладка кирпича, которым заделано место пролома, и потемневшие от крови кирпичи старой кладки – немые свидетели подвига Олега Васильевича Гудкова.

 

Кто же он – Олег Васильевич Гудков? Родился 13-го февраля 1931 г. в Армавире. Рано остался без отца – Василия Ивановича Гудкова, погибшего на фронте Великой Отечественной войны. В суровом 1943 году поступает в Ставропольское Суворовское училище, которое в 1949-м оканчивает с серебряной медалью. Успешное окончание Суворовского дает ему право выбрать офицерское училище для продолжения учебы. Олег, не задумываясь, выбирает летное. В 1952 году заканчивает Борисоглебское летное училище и в числе лучших выпускников лейтенанта Гудкова оставляют там инструктором. Но его мечта – стать летчиком-испытателем. С большим трудом (из училища не отпускали) ему удается поступить в Школу летчиков-испытателей. По окончании ее, в сентябре 1958 года он поступает на работу в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) в городе Жуковском.

 

В 1966-м Олег Васильевич заканчивает еще и Московский авиационный институт – к профессии летчика добавляется профессия инженера.

 

В ЛИИ летный талант О.В.Гудкова попадает на благодатную почву. Он быстро становится ведущим летчиком-испытателем, а затем и руководителем летного состава Института. За 15 лет работы в Институте он испытал более семидесяти типов самолетов. Поднял в воздух и блестяще испытал на различных режимах аэродинамический аналог ТУ-144, тем проложив путь в небо этому огромному сверхзвуковому пассажирскому лайнеру.

 

Он никогда не работал в полсилы, — учебе, работе отдавал всего себя. Ведущий летчик-испытатель ЛИИ, он проводил испытания новой техники на особо сложных критических режимах (на штопор, на прочность, инерционное вращение и т.д.). Когда его однажды встретили на аэродроме после одного из особо тяжелых полетов, то увидели, что перегрузки изменили его лицо до неузнаваемости, а глаза были залиты кровью и горели, как два рубина.

 

Вот как вспоминают о Гудкове его коллеги.

 

Герой Советского Союза летчик-космонавт Игорь Петрович Волк:

«Равных ему я не видел тогда не только среди летчиков ЛИИ, но и среди летчиков-испытателей всей страны. Он был глыбой, не сравнимой ни с кем, был велик во всех проявлениях, не только как летчик, но и как человек. У меня всегда было два чувства по отношению к нему: любовь и восхищение».

 

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель ЛИИ Владислав Ильич Лойчиков:

«Он был не просто самым лучшим летчиком-испытателем ЛИИ. Я преклонялся перед его мастерством… Он был летчиком от Бога…»

 

Заслуженный штурман-испытатель Валерий Вячеславович Корсак:

«Я пришел в ЛИИ в 1980 году, т.е. через 7 лет после гибели Олега Васильевича и никогда не был знаком с ним. Однако все годы моей работы в ЛИИ, вплоть до увольнения в 2001 году, я постоянно слышал, что лучшего, чем Гудков, руководителя летного состава Института не было».

 

Легкий в общении с людьми, скромный, никогда не жалующийся на трудности, он держался на равных со своими коллегами по работе, и в то же время был признанным лидером среди них.

 

Рожденный летать он был самым земным – любил жизнь во всех ее проявлениях: любил лес и музыку, был заядлым грибником, прекрасно танцевал, со вкусом одевался, любил попариться с березовым веником, хорошо водил катер и катался на водных лыжах.

 

Он любил своих друзей, семью (жену и дочь), мать, сестру. Алла Васильевна бережно хранит нарисованные им поздравительные открытки. Она вспоминает еще об одной особенности брата, характеризующей его отношение к людям, — увидев с трудом идущую старушку, он мог остановить свою машину и подвести ее до нужного места. Причем, делал это неоднократно.

 

Наверное, Олег Васильевич был счастливым человеком. Он ярко, интересно и творчески прожил свою жизнь, быстро себя реализовал и занимался любимым делом, сделав исключительно большой вклад в развитие отечественной авиации; был любим и уважаем близкими, друзьями и коллегами; и за свои 42 года смог добиться очень многого.

 

При жизни он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден высшими наградами Родины.

 

Самая лучшая награда человеку после смерти – благодарная память о нем.

 

К сожалению, в Раменском, многих жителей которого О.В.Гудков спас ценою собственной жизни, нет никаких знаков памяти о нем. Правда, многие, кто постарше, с благодарностью вспоминают о герое и его подвиге, но молодежь, как правило, ничего о нем не знает.

 

С уходом из жизни старшего поколения может исчезнуть и память о Гудкове, его высоконравственном поступке, о трагическом и благородном событии в истории города Раменское. Но такая память необходима, прежде всего, для молодежи, в наше нелегкое время, когда потеряны нравственные ориентиры и основной ценностью в обществе все больше становятся деньги.

 

Кроме того, трудно представить, что кирпичи, политые кровью Героя, будут выброшены на свалку, и на месте гибели Олега Васильевича будет построен какой-нибудь развлекательный центр или торговая точка. Сейчас к этим кирпичам в годовщину его гибели каждый год приходят поклониться друзья, коллеги, близкие О.В.Гудкова. К ним в течение 22-х лет, до самой своей смерти в 1995 году, приходила мать Олега Васильевича – Анна Петровна Гудкова, всегда считавшая, что настоящая могила сына – именно здесь.

 

Клуб Героев города Жуковского выступил с предложением о создании мемориала Героя Советского Союза О.В.Гудкова в городе Раменское на месте его гибели.

 

В соответствии с разработанным проектом предполагается, что мемориал будет включать:

 

1. Площадь, на которой разбился самолет МИГ-25 (примерно 50 на 20 метров), расположенную вдоль улицы Дмитриева, ограниченную фабрикой и торцами двух складов вблизи железнодорожной станции «Фабричная» (в настоящее время площадь закрыта забором из железобетонных блоков);

2. Скульптурный комплекс в центре площади, развернутый в сторону железной дороги;

3. Торец правого (со стороны железной дороги) склада, на котором хорошо видно непосредственное место гибели О.В.Гудкова;

4. Мемориальную доску на торце правого склада.

 

Площадь предлагается назвать именем О.В.Гудкова.

 

Предложение о создании мемориала встретило полное понимание и поддержку у главы администрации Раменского муниципального района Владимира Федоровича Демина, заместителя главы Николая Сергеевича Воробьева, председателя комитета по делам молодежи Нины Михайловны Широковой.

 

Однако в настоящее время реализация Проекта мемориала затруднена в связи с тем, что площадь, на которой разбился самолет, и торцевая стена правого склада входят в состав территории и строений, находящихся в частной собственности.

 

Хочется верить, что новый собственник этой территории не откажется предоставить небольшую ее часть для создания мемориала, который стал бы достойным выражением благодарности жителей города Раменское О.В.Гудкову к его восьмидесятилетнему юбилею в феврале 2011 г.

 

В самой мудрой книге человечества – Библии — сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Олег Васильевич Гудков положил жизнь свою за людей. Ничего больше и благороднее этого сделать невозможно. Летчик от Бога, он навсегда ушел в Небо, полностью выполнив свою миссию на земле.

 

Нина Павлова

 

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001