Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 2

 

Пользователей: 0

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2005.10.10

Разместил: Историко-художественный музей
 

Майолика Гжели

 

В Раменском историко-художественном музее открылась выставка «Майолика Гжели». На выставке представлена майолика из фондов музея конца ХYIII начала ХIХ веков, так и современная керамика.

 

Посетители выставки смогут увидеть авторские изделия ведущих художников по майолики Трошковского цеха ЗАО «Объединение Гжель», таких как Нечаева А., Зинонова Э., Чепрасова В., Никулина С.

 

А что такое майолика и откуда она берет свое начало? Вот ее научное определение: «Майолика – керамическое изделие с простым грубым или сравнительно тонким цветным черепком. Роспись производится по сырой или не совсем просохшей глазури, которая в неокрашенном виде имеет беловато-кремовый или зеленоватый цвет». Роспись по сырой глазури исключала поправки и требовала широкого, размашистого, но в тоже время уверенного письма. Гамма красок ограничена, всего 5-7 цветов, которые должны выдерживать высокую температуру и притом не тускнеть. Так как изделия из майолики покрывались оловянной непрозрачной глазурью, то ее еще называли цинниной посудой. В Европе ценниной называли и расписной фаянс. В 1724 году московский купец Афанасий Гребенщиков организовал в Москве производство ценниной посуды. Сырье на новую мануфактуру брались из близлежащего района – Гжели. Большинство вольнонаемных мастеров было из Гжели. Возвращаясь домой самые смекалистые налаживали производство майолики. Ранняя майолика была грубоватой с матовым покрытием и неяркими красками коричневого, желтого и зеленых тонов. Но постепенно гжельские мастера сумели найти способ поливы и режим обжига, при котором не образовывалось трещин. Изделия стали иметь блестящую поверхность и интенсивно звучащую палитру красок, в основном синюю, зеленую, желтую, коричнево-красную, черную и фиолетовую. Через 10 лет гжельская майолика составила достойную конкуренцию мануфактуре Гребенщикова. Расцвет гжельской майолики приходится на 70-80-е годы ХУШ века. К этому моменту в Гжели насчитывалось 25 заводов по производству майоликовой посуды.

 

Закрытие мануфактуры Гребенщикова в 1773 году устранило главного конкурента, и теперь гжельские изделия стали «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд».

 

Ассортимент был очень разнообразен: миски, тарелки, кувшины, кумганы, квасники, декоративные панно, сервизы, чернильницы, кружки, малая скульптура. Ею торговали в Москве близ Покровских ворот и на Неглинной. Приезжали за гжельской посудой купцы из Харькова и Киева. Гжельская майолика носила самобытный характер.

 

Если итальянская майолика служила чисто декоративным целям и была доступна только аристократии, то наша майолика адресовалась прежде всего крестьянству и небогатому дворянству. Сюжеты росписи носили чисто лубочных характер, что было доступно и понятно народу. Сюжеты представляли собой архитектурные мотивы, фигурки птиц, фантастических животных, растительный и геометрический орнамент.

 

Гжельские мастера любили изображать птиц. Каждый изображал ее по-своему. У одних это важный генерал, у других петушок-задира с распушенным хвостиком и птица-оглядыш. Кумганы и квасники еще украшались скульптурками, по три на каждой стороне, редко – восемь, десять.

 

Большое значение уделялось малкой пластики. Выполненные с большой нежностью, ярко раскрашенные, немного наивные, они создавали своеобразный уют в доме. Сюжеты были где-то подсмотрены, где-то придуманы, но они отражали тот мир, в котором жили их создатели.

 

Особое место занимает техника росписи. Роспись выполнялась в лубочной живописно-плоскостной манере. На светлую эмаль темной краской наносился контур, который расцвечивался зеленой, желтой, синей, коричнево-красной, иногда фиолетовой краской. Причем цвета не смешивались и ложились ярким пятном штрихом или мелкими мазками.

 

Но обстоятельства сложились так, что век майолики оказался скоротечным и уже в 90-е годы ХУШ века она стала уступать место фаянсу и фарфору.

 

Первые попытки возродить майолику относятся к 1946-48 годам, когда технолог С.Разумовский разработал рецепт эмали, а художники НИИХП Н.Бессарабова и А.Николаев создали несколько экспериментальных моделей.

 

Однако внедрить эти изделия не удалось из-за маленькой мощности Трошковского цеха, а некоторые составные части эмали в послевоенное время не выпускались.

 

К возрождению традиционного искусства гжельцы обратились в 1970-80-е годы на базе гончарного производства в д.Трошково открытого в 1956 году. Изучая майолику прошлых лет художники в своем творчестве старались не копировать формы изделий и виды росписи, а, взяв их за основу создавать новые изделия с видоизмененной росписью и цветовой гаммой присущей данному художнику.

 

И именно на этой выставке посетитель сможет по достоинству оценить преемственность традиций поколений, изменение цветовой и сюжетной линии.

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001