Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 2

 

Пользователей: 0

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2004.11.29

Разместил: Историко-художественный музей
 

Екатерина Петровна Лунина-Риччи

 

Екатерина Петровна Лунина родилась в 1787 году и была единственной дочерью Петра Михайловича и Евдокии Сергеевны Луниных. Она была двоюродной сестрой декабриста Михаила Сергеевича Лунина. Лунин сперва, служил в кавалергардском полку, но колоссальные долги заставили его покинуть службу и уехать за границу; здесь он сделался католиком, давал уроки и трудился над трагедией «Лжедмитрий», написанной на отличном французском языке. Он слыл за чрезвычайно остроумного и оригинального человека, его тонкие остроты отличались смелостью, а подчас и цинизмом. Все ему сходило с рук: и его шутки и его дуэли. Однажды, будучи молодым кавалергардским офицером, он побился об заклад, что проедет нагим по Петербургу – и выиграл пари.

 

После смерти отца, он стал владельцем состояния приносившего ежегодно более 200.000 дохода. Вернувшись в Россию, Лунин был принят государем на службу, служил в Варшаве у цесаревича и был самым близким ему человеком. Участвовал в восстании декабристов, был сослан в Сибирь, проживал в Чите и Петровском заводе, затем жил на поселении. Резкие его статьи, которые он печатал в Англии, навлекли на него новую немилость правительства, он был арестован и заключен в акатуйскую тюрьму, где скоропостижно умер.

 

Катенька Лунина была музыкально одаренным ребенком, обладала прекрасным голосом, играла на клавесине, арфе и даже пробовала себя в роли композитора.

 

Лунина много путешествовала с матерью, была во Франции и Германии, знала хорошо музыку и обладала прекрасным голосом. В Париже, в салоне королевы Гортензии, она имела такой успех, что Наполеон просил ее петь в дружеском кружке, в Тюльери. Этого было достаточно, чтобы имя ее сделалось знаменитым.

 

Будучи в Италии, она поступает в Болонскую филармоническую академию и получает в 1809 году звание первоклассной певицы и высшую награду того времени лавровый венок.

 

Лунина была светской «львицей» Она не была красавицей. Жила в Петербурге в нижнем этаже дома князя Гагарина на Дворцовой набережной. Рассказывали, что однажды рано утром император, совершая свою любимую прогулку по набережной, увидел, что кто-то вылезал из окна нижнего этажа. Потом через обер-полицмейстера он послал сказать хозяйке квартиры, чтобы она остерегалась, потому что ночью к ней могут влезть и похитить все, что у ней есть драгоценного. У Луниной были живы отец и мать, но в петербургском обществе говорили: салон m-llе Луниной.

 

В 1820 году (ей было 33 года) она знакомится с красавцем итальянцем, камерным певцом Миньяно Риччи. Риччи был граф, но из обедневшего рода. Вернувшись в Россию, чета Риччи поселилась на Никитском бульваре (ныне Музей народов Востока). В салоне Луниной бывали выдающиеся люди того времени, Крылов одной из первых читал ее свои басни, а Пушкин лично был знаком с ее мужем Миньяно, который перевел на итальянский язык стихотворения «Демон» и «Пророк». После отъезда на Родину, он продолжал переписку с Александром Сергеевичем. Сохранилось два письма за 1828 год Риччи Пушкину. В одном из них мы читаем: «Вы… оказываете честь своей дружбой Вашему переводчику и, прежде всего, истинному почитателю Вашего гения».

 

Лунина трепетно хранила все, что было связано с именем Пушкина. У нее долгое время хранилась вырезка из письма Пушкина к какому-то знакомому: «Еду сегодня в концерт великолепной, необыкновенной певицы Екатерины Петровны Луниной». Ее голос, хоть и не сильный, поражал всех своей мягкостью и теплотой, иногда она пела дуэтом со своим мужем. В дни лунинских концертов Никитский бульвар был заполнен экипажами, а когда чета давала концерт в Петербурге, была забита вся Мойка.

 

Однажды на балу ее кавалер А.И.Тургенев, бывший директором департамента духовных дел, нечаянно уронил ее. Пушкин тот час написал эпиграмму:

«На свадьбах и в Библейском зале,

Среди веселий и забот,

Роняешь Лунину на бале,

Подъемлешь трепетных сирот».

 

Интересен рассказ Екатерины Петровны об измене мужа. Однажды Лунина спросила мужа, нравится ил ему Зинаида Волконская, на что получила ответ: «Не особенно». Этот разговор Екатерина Петровны передала Волконской, на, что на небрежно ответила: «Вот как! Известная петербургская красавица в душе была очень уязвлена таким пренебрежением, хотя и не подала виду. Но с этого момента она поставила цель: вскружить голову итальянцу. Говорили, что причиной разрыва между супругами явилась именно Зинаида Александровна. Так это или нет, но в 1828 году брак распался и Риччи уезжает домой в Италию.

 

Расставшись с мужем, Екатерина Петровна тяжело переживала одиночество, так как у Луниной не было детей (она была в положении, но ребенок умер), она взяла на воспитание дочь своего двоюродного бара Павла Александровича Нащекина Лизоньку.

 

Девочка получила прекрасное воспитание и образование: изучала языки, музыку, литературу. Собрала большую библиотеку. В воспитании дочери ей помогала компаньонка Евдокия Михайловна Смольянинова.

 

Но, время шло неумолимо быстро, отец давно умер, и хотя Евдокия Семеновна жила с дочерью то в Москве, то в Петербурге, материальное положение пошатнулось, дом на Никитском бульваре был продан, а сама Евдокия Семеновна переехала к своим дальним родственникам князьям Голицыным в имение Раменское, где и умерла в 1847 году.

 

А Лунина продолжала петь, но голос был уже слабым и порой срывался до неприятного визга, это привело к тому, что в 1840-х годах они проживали в Москве в большой бедности, и как утверждали злые языки, к этому ее привела страсть к пению.

 

Через некоторое время Лунина с Лизонькой и компаньонкой переезжают к матери в Раменское. Лунина сразу же организовала свой салон для местной интеллигенции, пользовалась уважением и вниманием. Именно в Раменском ее дочка Лизонька нашла свое счастье, выйдя в 16 лет замуж за молодого технолога фабрики Малютина, Федор Михайлович Дмитриева. Против этого брака были многие: во-первых, разница в летах, а главное разный уровень воспитания и восприятия мира. Лизонька была натурой возвышенной, утонченной, воспитанная на литературе и музыке, а Дмитриев был технарь, практик, ему было не до возвышенного, надо было работать и противостоять завистникам, и только Лунина увидела в этом браке счастливое знамение, только она сказала последнее слово в защиту молодых. Она убедила всех, что лучше, чем Лизонька жены для Феденьки не найти, и она не ошиблась. Лиза Нащокина стала не только верной женой, преданной помощницей, но и матерью 7 детей. А Екатерина Петровна осталась жить с Дмитриевыми и растить своих внуков, которые звали ее «бабушкой-графиней». Про нее можно сказать словами А.С.Пушкина:

 

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов, игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвой гремушкой.

 

Зятя своего Лунина любила и уважала за его доброту, отзывчивость, стремление помочь людям. Уже, будучи бабушкой, она любила вспоминать, как однажды на балу у австрийского посла в Париже случился огромный пожар, началась паника, много гостей погибло, но ей удалось выбежать на улицу. Ее спасли бальные туфельки, они были очень удобны, а главное не скользили по паркету, и в которых она выпорхнула из дворца словно бабочка. Долгое время эти туфельки хранились как воспоминание о молодости. Однажды Лунина дала поиграть их внуку Коленьки, а тот, боясь, что старший брат отберет их, спрятал туфельки в печку и забыл. Когда печку затопили, то вспомнили про них, но было уже поздно, маленькие бальные туфельки сгорели.

 

Умерла Лунина в возрасте 99 лет в 1886 году. И была похоронена на старом кладбище (бывшая территория комбината «Красное Знамя»), там, где покоилась ее мать. На могиле была сооружена маленькая часовенка. Когда фабрика расширялась, старое кладбище было перенесено ближе к деревне Дергаево, туда же в 1912 году была перенесена и часовенка, где-то в 1940-х годах она совсем обветшала и разрушилась, единственно, что осталось, надгробная плита.

 

Так закончилась жизнь певицы пушкинских времен, Екатерины Петровны Луниной-Риччи, пережившей шесть императоров – Екатерину П, Павла I, Александра I, Николая I, Александра П и Александра III.

 

 

 

 

 

Научный сотрудник Раменского историко-художественного музея

Зайцева Ольга Владимировна

 

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001