Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 0

 

Пользователей: 0

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2012.01.10

Разместил: Историко-художественный музей
 

«Воспоминание о великой необыкновенной певице…»

 

Немногие жители современного города Раменское знают о том, что несколько десятилетий назад в селе Троицкое-Раменское, а именно так в XIX веке называлась наша местность, проживала великая певица пушкинских времен – Екатерина Петровна Лунина-Риччи (двоюродная сестра известного декабриста Михаила Сергеевича Лунина).

Родилась Екатерина Петровна в Москве в 1787 г., в семье генерала Петра Михайловича Лунина и Евдокии Семеновны, урожденной Хвостовой.

В детские годы проживала в известном и великолепном «Лунинском» доме у Никитских ворот, построенном по заказу отца семейства, известным итальянским архитектором Доминико Жилярди (ныне в здании располагается Государственный музей искусства народов Востока).

Как и другие девочки своего сословия, Екатерина Петровна получила хорошее домашнее образование, со знанием нескольких языков, навыками игры на музыкальных инструментах, училась петь. О традициях тех лет А.С. Пушкин писал в романе в стихах «Евгений Онегин»:

 

Зовут соседа к самовару,

А Дуня разливает чай,

Ей шепчут: «Дуня, примечай».

Потом приносят и гитару,

И запищит она (бог мой):

«Приди в чертог ко мне златой».

 

Обладая от природы необыкновенным голосом, желая продолжить музыкальное образование, Лунина, вместе с матерью уезжает в Италию. Блестяще оканчивает в 1809 году Филармоническую академию в Болонье со званием «Первоклассной певицы» и высшей наградой – золотым лавровым венком (высшее музыкальное образование того времени).

Путешествуя в Париже, в салоне королевы Гортензии, Екатерина Петровна имела такой успех, что Наполеон лично просил ее петь в дружеском кружке, в Тюильри.

Двадцать три раза певице делали предложение (приданое составляло стотысячный годовой доход), но по причине отказа отца, она ни как не могла устроить свою личную жизнь. Знавший об этом полномочный министр в Неаполе Федор Гаврилович Головкин, заметил, что Екатерина Петровна влюбилась в бедного молодого итальянца Миньято Риччи, человека образованного и музыкально одаренного, взял ее под свое покровительство. Отец невесты требовал непременно, чтобы зять его был титулован, а жених принадлежал к одной из старых аристократических фамилий. В результате благополучных улаживаний всех разногласий начались приготовления к свадьбе.

Торжественная церемония состоялась в 1820 году, после которой молодожены переехали в Москву и поселились у родителей в доме на Никитском бульваре.

Вскоре чета Риччи открывает музыкальный салон, славившийся многие годы первоклассными концертами. По вечерам дом сиял огнями свечей, съезжались именитые гости, звучала музыка итальянских, немецких и русских композиторов. «В дни Лунинских концертов проезды Никитского бульвара заполнялись вереницей экипажей и … в Петербурге, на Мойке» (из статьи проф. Торопова).

Обладая чарующим голосом, прекрасно играя на арфе, клавесине и лире, Екатерина Петровна быстро снискала любовь и уважение почтенной публики. Частым гостем салона являлся друг семьи, известный поэт — Петр Андреевич Вяземский. Ей первой читал свои басни Иван Андреевич Крылов. Очень гордилась Екатерина Петровна тем, что много раз пела при Александре Сергеевиче Пушкине. В одном из писем поэт писал: «Еду сегодня в концерт великолепной, необыкновенной певицы Екатерины Петровны Луниной». В письме А.Я. Булгакова (13 декабря 1820 г.): «Был у Риччи. Как все разъехались, он сел за клавикорды и долго нас восхищал своим пением». 14 декабря 1820 г.: «…Пустился я к Луниным, где была славная музыка, по обыкновению, а сверх того Лобанов Константин Яковлевич нас ужасно смешил. Чудесно поет этот Риччи, а голос вроде Стефана Мондини, славная метода. Любо слушать мужа с женой».

Однажды на бале, кавалер по танцу, частый гость музыкального салона, Александр Иванович Тургенев – директор департамента духовных дел, нечаянно уронил певицу. Позднее А.С. Пушкин иронически написал ему:

 

«На свадьбах и в Библейской зале

Среди веселий и забот,

Роняешь Лунину на бале,

Подъемлешь трепетных сирот».

 

Супруг Луниной был не только камерным певцом, но и поэтом, с разрешения великого поэта, перевел на итальянский язык стихотворения «Демон» и «Пророк». Из письма А.С. Пушкину, 1828 г.: «Вы… оказываете честь своей дружбой вашему переводчику и, прежде всего, истинному почитателю вашего великого гения».

Посещала семью Риччи и хозяйка знаменитого салона княгиня Зинаида Александровна Волконская, собиравшая весь цвет литературной и музыкальной Москвы.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792-1862) – дочь известного мецената, Александра Михайловича Белосельского, известная красавица и очаровательница своего времени, женщина образованная, блестящего ума и тонкая ценительница всего изящного, покровительница наук и искусств, художников и ученых. Будучи фрейлиной Александра I, сопровождала государя во время его заграничных походов. В Лондоне и Париже стала известна своим сценическим и музыкальным дарованием, исполняя на сценах частных театров оперы Россини, блистала на Венском конгрессе, позднее – на Веронском. С 1824 года проживала в Москве, на ул. Тверской. Дом Зинаиды Александровны вскоре стал центром артистической жизни «Грибоедовской Москвы».

Красота, ум и образование Волконской, ее чудный контральтовый голос и особый, присущий ей дар привлекать к себе сердца собирали на ее музыкально-литературные вечера и театральные представления не только московскую знать, но и профессоров, художников и музыкантов.

Со временем граф Риччи попадает в любовный плен к очаровательной княгине, их связь получает огласку. Сама Екатерина Петровна так объясняла измену своего мужа: «…познакомив мужа со своими друзьями и родными, она передала кн. Зинаиде Александровне Волконской, с которой, была очень близка, что на вопрос, нравится ли она ему, граф Риччи ответил: «Не особенно». На это З.А. небрежно ответила «Вот как!» – и больше ничего, а сама стала осторожно, не спеша его увлекать. Роман с Волконской привел к тому, что Риччи покинул свою жену».

Брак распадается (в 1828 году) и Миньято Риччи уезжает в Италию. Вслед за ним навсегда оставляет родину и княгиня Волконская (З.А. перешла в католичество и поселилась в Риме, в своей вилле, близ площади Иоанна Латеранского, став уютным местом встречи художникам, музыкантам и писателям, как русских, так и иностранных).

В след за смертью дочери и отца, неудачным замужеством, Екатерина Петровна вместе с матерью, остается в сложном материальном положении, вынуждена продать свой прекрасный дом Московскому Государственному Коммерческому банку и переселиться на съемную квартиру.

В этот нелегкий период своей жизни графиня приняла участие в судьбе внебрачной дочери своего двоюродного брата П. А. Нащокина, с которым была очень дружна. Павел Александрович являлся блестящим офицером, приближенным к Императорскому двору, адъютанту великого князя Михаила Павловича. Окруженная заботой и лаской, Лиза росла, считая своей матерью лишь ее – милую Екатерину Петровну, которая обеспечила девочке хорошее образование, со знанием иностранных языков, литературы и музыки.

В юности Лиза подолгу гостила у Анны Алексеевны Окуловой в Петербурге, в ее квартире во дворце, которая «…к незаконнорожденной дочери брата Павла Александровича Нащокина, относилась с любовью».

(сноска) Анна Алексеевна Окулова, шестиюродная сестра поэта Александра Сергеевича Пушкина, высокопревосходительная кавалерственная дама, фрейлина при дворе Николая I, находилась на службе при Императорском дворе с 1836 года по 1861 год, с 1856 года – камер-фрейлина высочайшего двора. В эти годы Анна Алексеевна жила, как в Петербурге, так и в Царском Селе.

Лучшей характеристикой Окуловой, одаренной многими талантами и высокими человеческими качествами, являются отзывы о ней, в дневниках и письмах, ее воспитанницы – великой княжны Ольги Николаевны, впоследствии королевы Вюртембергской: «…Счастливый характер Анны Алексеевны …привлек к ней много друзей, а здравый ум направил правильным путем через лабиринт придворной жизни, … сеяла доброе, вечное и, уж конечно, русское, тем и снискала любовь и уважение поэтов и писателей своего времени». «Вторая совесть» – так называла ее великая княжна.

Позднее, семья Луниной переезжает к родственникам князьям Голицыным-Прозоровским, проживающим в своем имении в селе Троицкое-Раменское Бронницкого уезда Московской губернии.

Повзрослев, здесь Лиза знакомится с Федором Михайловичем Дмитриевым (первым русским директором прядильно-ткацкой мануфактуры «П.С. Малютина и сыновей») – будущим супругом.

Екатерина Петровна очень уважала своего зятя. В окружении большой семьи Дмитриевых, а у Федора Михайловича и Елизаветы Павловны родилось пять дочерей и два сына, «милая мама и бабушка-графиня», долгие годы сохраняла интерес к жизни и душевную доброту.

Она любила перечислять, скольких повидала русских царей: родилась при Екатерине II, пережила Павла, окончила Филармоническую Академию в Болонье при Александре I, покинута графом при Николае I. Екатерина Петровна хорошо помнила крестьянскую реформу 1861 года при Александре II, старость свою встретила при Александре III. Часто рассказывала о жизни при дворах Александра I и Наполеона, интимном кружке королевы Гортензии еще до ее замужества.

Долгие годы, в своей комнате, бережно хранила Екатерина Петровны бальные туфли, благодаря которым, по ее словам, она чудом спалась на пожаре 1 июля 1810 года, унесшим более 20 жизней. В этот день в Париже в австрийском посольстве должен был состояться грандиозный бал по случаю бракосочетания Наполеона I с эрцгерцогиней Марией-Луизой. Через много лет графиня разрешила поиграть с ним внуку, а тот, чтобы не отобрал брат, спрятал их в печку-голландку и забыл. Утром печь затопили, и памятные туфельки погибли в огне …

Специально пообщаться с Екатериной Петровной приезжал известный издатель Петр Иванович Бартенев.

Бартенев Петр Иванович (1829-1912гг.) – историк, литературовед, издатель. Вел записи рассказов об Александре Сергеевиче Пушкине от современников поэта, послужившие выходу в свет ряда статей и монографий. С 1863 года издавал журнал «Русский архив», где публиковались исторические и литературно-биографические материалы.

Умерла Екатерина Петровна Лунина-Риччи 8 февраля 1886 года в возрасте 99 лет.

Сберегая память о любимой «бабушке-графине» внуки заботливо хранили портреты Нащокиных, Луниных и Риччи, часть из них передали в 1937 году на организованную в Москве в Государственном Историческом музее Всесоюзную Пушкинскую выставку, посвященную столетней годовщине со дня смерти великого русского поэта. Позднее подарили Государственному музею А.С. Пушкина.

 

Основано на материалах научного издания Натальи Викторовны Архангельской и МУК «РИХМ».

 

Методист музея: Е.Ю. Покусаева

декабрь 2011 г.

 

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001