Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 10

 

Пользователей: 0

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2017.05.31

Разместил: Отдел ГО и ЧС Управления территориальной безопасности и гражданской защиты Администрации Раменского муниципального района
 

От МПВО к гражданской обороне

 

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт войны, МПВО продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествующей деятельности МПВО, были уточнены ее задачи и организационная структура.

В 1956 году вновь была пересмотрена организация МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты от него.

В 1961 г. на базе МПВО в стране создана новая общегосударственная оборонительная система – Гражданская оборона СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 г. принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором определено, что «гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу».

В это время были разработаны теоретические основы защиты насе¬ления, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и дру¬гих специальных мероприятий. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.

Глубокие изменения были внесены в систему подготовки руководящего состава органов управления гражданской обороны. Она охватила подготовку всех категорий кадров штабов, служб, сил гражданской обороны, объектов народного хозяйства, а также обучение всего населения мерам защиты от оружия массового поражения. В этот период в СССР функционировало 1175 курсов гражданской обороны, в том числе Всесоюзные центральные офицерские курсы гражданской обороны, 15 республиканских (союзных республик), 149 краевых, областных, 412 городских и 593 районных, на которых ежегодно проходили обучения около 2 млн. человек.

Бесспорно, что гражданская оборона была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и бывшие вероятные противники. Не случайно при переговорах о сокращении стратегических сил возможности гражданской обороны также ложились в чашу весов аргументов. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны – ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.

Вместе с тем, жизнь потребовала внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В конце 1980-х гг. стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловленные быстрым ростом их количества и масштабов. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Ее потенциал, ее силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития ее в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.

Такие меры были определены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30.07.1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Согласно постановлению, на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации; создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях; создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления – постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.

Меры по перестройке гражданской обороны на решение задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами предпринимались, однако, создать целостную эффективную общегосударственную систему по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий к концу 80-х годов прошлого века не удалось.

Спитакское землетрясение (Армения – 1988 г.) вновь подтвердило, что гражданская оборона к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не готова. В связи с этим было принято решение о создании специальной государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

27 декабря 1990 года Совет министров РСФСР принял постановление "Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

После образования Российского государства на базе Российского корпуса спасателей и Штаба Гражданской обороны Российской Федерации был сформирован Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, преобразованный впоследствии в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России стало центральным звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сегодня Спасательная служба России – это социально-востребованная, многоуровневая система, эффективно решающая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

 

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001