Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 20

 

Пользователей: 2

advis, mrevm.

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2017.03.29

Разместил: Отдел ГО и ЧС Управления территориальной безопасности и гражданской защиты Администрации Раменского муниципального района
 

Территориальный облик гражданской обороны

 

Николай Кубиков, профессор Академии Гражданской Защиты МЧС России

 

За время своего существования гражданская оборона многократно подтвердила и доказала свою важность и необходимость в деле защиты населения страны от опасностей как военного, так и мирного времени. Особенно ярко она проявила себя в годы Великой Отечественной войны. Благодаря успешным действиям формирований МПВО были сохранены жизни и здоровье миллионов советских людей, обеспечена надежная работа объектов тыла.

После войны, с появлением ракетно-ядерного оружия стало очевидно, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя серьезно говорить о готовности государства к обороне и, следовательно, к его выживаемости. Поэтому были вложены огромные финансовые, материальные ресурсы в развитие и совершенствование гражданской обороны, которая в комплексе всех проводимых в стране оборонных мероприятий позволила Советскому Союзу успешно противостоять военным угрозам со стороны Запада.

 

Предыстория вопроса

А как обстоит дело сегодня, соответствует ли реальное состояние системы гражданской обороны тем вызовам и угрозам, которые существуют на данный момент. На мой взгляд, не в полной мере. Это связано с изменением геополитической обстановки и теми процессами, которые произошли в 90-е гг. прошлого века.

1991 г. — распад СССР, прекратили существование военная Организация Варшавского Договора и Совет экономической взаимопомощи. Начался дезинтеграционный процесс. Социалистическая система во главе с Советским Союзом рухнула как система ценностей и норм поведения. В.В. Путин назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века».

В тот период Президент России Б.Н. Ельцин и его окружение искренне верили, что Россия плавно войдет в Европейский союз и станет полноправным его членом. И он во всеуслышание объявил: у России теперь противников нет. И даже дошел до того, что дал команду ввести в российские межконтинентальные баллистические ракеты так называемые нулевые полетные задания. Поддавшись этому вектору движения, некоторые наши руководители стали заявлять, что если нет противников, то и нет необходимости в гражданской обороне. Начались тотальный демонтаж советского строя и утверждение рыночных капиталистических механизмов. В этих условиях гражданская оборона еще существовала по инерции в том виде, в котором была создана в СССР, продолжая стареть и разрушаться.

Пришла рыночная приватизация, стали распродаваться и приватизироваться объекты, в том числе имущество и средства ГО. И такое состояние дел продолжалось довольно долго, вплоть до 2007 г.

 

Вновь противостояние?

И вот 10 февраля 2007 г. на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности В.В. Путин в своем выступлении сказал, что вся система права одного государства навязывается другим, что Североатлантический альянс выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам и пытается взять в кольцо Российскую Федерацию. Россия не потерпит этого и будет проводить самостоятельную политику. Это вызвало шквал негодования представителей и участников той конференции, острую полемику и требование поставить Россию на свое место.

Так для нашей страны вновь возникли традиционные опасности и угрозы. Но к ним с учетом новых реалий добавились и новые. Анализ возможных сценариев военных действий показывает, что на территории РФ условно можно выделить ряд направлений и конфликтных точек, которые при определенных условиях могут перерасти в военные конфликты. Каковы же сегодня военные опасности и угрозы для России? Первое и самое опасное — западное направление, где противостоящей стороной является блок НАТО. Североатлантический альянс курирует Причерноморье, Приднестровье, Балтию и Украину.

Второе важное направление — южное, охватывающее Северный Кавказ и экономические интересы в Каспийской зоне. Здесь просматриваются конфликтные точки противостояния Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху, отношения между Грузией и Южной Осетией, разделение по зонам ответственности Каспийского моря.

Третье направление — центральноазиатское, которое может сформировать террористическую угрозу для России.

Четвертое направление — восточное, где противостоящей стороной может стать Япония.

И пятое — это Арктика, где в ближайшей и среднесрочной перспективе могут пересечься интересы многих государств за обладание запасами углеводородов и минеральными ресурсами.

 

Основные угрозы

Естественно, говоря о западном направлении, следует иметь в виду блок НАТО, который вплотную подошел к границам РФ. В его составе 28 государств, причем если за 33 года (с 1949 по 1982 г.) в него вошли 16 государств, то за 10 лет, начиная с 1999 г. — 12 государств. По сути, это все бывшие наши союзники по Организации Варшавского Договора.

Что ожидает Североатлантический альянс в дальнейшем? Готовятся к вступлению в альянс Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Грузия, Украина. Помимо этого, вовлекаются в сферу интересов НАТО Финляндия, Швеция, Сербия и Молдавия. США продолжают наращивать прессинг на Россию.

Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд 28 января 2015 г. в Бруклинском институте США заявила, что необходимо призвать НАТО развернуть командные пункты в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Болгарии, создать системы быстрого реагирования в странах, которые граничат с Украиной. И сегодня все эти командные пункты созданы.

Причерноморские государства: Румыния, Болгария и Турция — это страны НАТО. Украина и Грузия стоят в очереди на вступление в альянс. В Румынии и Болгарии созданы военно-морские базы США. Если бы не Крым, то практически все Черное море попадало бы под влияние США, кроме северо-восточной части.

Кроме того, здесь пересекаются экономические интересы Турции, России, Украины, Евросоюза и США. По данной территории проходят важные транспортные магистрали, соединяющие страны запада со странами Центральной Азии и Закавказьем богатыми углеводородами. Намечены проекты новых газопроводов, которые планируется провести по территории Причерноморья и по дну Черного моря. Важным военным фактором является наличие у Турции самого сильного военно-морского флота на Черном море.

А в чем проблема Каспия на Южном направлении? Каспийское море является самым большим из «закрытых» морей. Его длина 1 160 км, а ширина 330 км. Площадь моря превышает 42 914 км2. Каспий — это один из важнейших рыбопромышленных водоемов Евразии.

Но основным, стратегически важным для энергетической политики прикаспийских государств, богатством Каспия являются углеводороды и нефть. Это и природные ресурсы, и биологические. Как его разделить так, чтобы все прилегающие государства (а их пять) были довольны? Этот вопрос решается уже более 20 лет. Но пока безрезультатно.

На Центральноазиатском направлении опасность видится со стороны террористических организаций: Талибан и ИГИЛ. Устремления этих организаций направлены на создание в центральноазиатских республиках и в республиках Кавказа России, имеющих сильную исламскую религию, мирового халифата. И первые шаги к этому уже сделаны на Западе, где потоки мигрантов с юга заполонили Европу, и слышны высказывания, что Европа уже в средней перспективе будет мусульманской…

Восточное направление — территориальные проблемы с Японией, которая претендует на острова Курильской гряды, в первую очередь Кунашир и Итуруп, принадлежащие России. Отдать эти два острова Японии мы не можем, поскольку потеряем возможность свободного круглогодичного выхода флота России, в том числе атомного подводного флота, в мировой океан. Кроме того, этот район богат биоресурсами и полезными ископаемыми, в том числе редкоземельными металлами (золото), а в перспективе — и нефтью.

А угроза сегодня видится в том, что парламент Японии изменил статус своих сил самообороны: если они были предназначены только для самообороны государства и не имели права выходить за его пределы, то теперь разрешается действовать и за пределами государства. К тому же численность сил самообороны Японии увеличивается, а вооружение совершенствуется. И наконец, Северное направление. В пределах Арктики расположены территории, континентальный шельф и исключительные экономические зоны восьми арктических государств — России, Канады, Соединенных Штатов Америки, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии. Еще ряд государств претендует на получение доступа к богатствам этого региона.

По прогнозу аналитиков, в ближайшее время эта территория может стать ареной вооруженных конфликтов за сырьевые ресурсы.

Выступая на заседании Совета Безопасности России, его секретарь Николай Патрушев отметил, что ежегодно в Арктику совершается три-четыре похода многоцелевых подводных лодок ВМС США и ВМС Великобритании, в том числе один-два — в район полюса. Еженедельно происходит не менее трех вылетов самолетов базовой патрульной авиации. По планам НАТО и по национальным планам ежегодно проводится около 10 крупных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

 

Требования к ГО

Что для нас вытекает из анализа приведенных выше опасностей и угроз? Приведем компетентное мнение заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, который считает, что в России фактически предстоит выстроить заново систему гражданской обороны и средств безопасности населения. Какие требования в связи с этим выдвигаются?

Первое — это тесное сотрудничество и взаимодействие с вооруженными силами при решении задач гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей. Имеется в виду необходимость сочетать мероприятия гражданской обороны, в первую очередь, с противовоздушной, а также, возможно, и с противокосмической обороной при защите объектов ГО. Потому что при отсутствии достаточно надежной противовоздушной обороны говорить о мероприятиях гражданской обороны достаточно проблематично. От степени защиты объектов и территорий значительно зависит и перечень мероприятий ГО, проводимых органами управления субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.

Далее необходимо предусматривать защиту населения не только от обычных средств поражения, но и от ядерного оружия. Как известно, в последний период мы перешли на мероприятия только по обеспечению защиты от обычных средств поражения, полагая, что ядерное оружие в современной войне может и не применяться. Теоретически это так. Но посмотрите: в пяти государствах НАТО размещены ядерные боеприпасы высокой точности. Следовательно, гражданская оборона должна обязательно рассматривать возможность применения и тактического ядерного оружия. Мы не говорим о мировой ракетно-ядерной войне, но исключать использование тактического ядерного оружия, думается, было бы ошибкой.

 

Новая структура

Важный вопрос по структуре гражданской обороны РФ, на наш взгляд, состоит вот в чем.

В настоящее время на территории России имеется девять федеральных округов и четыре военных округа. В границах военных округов располагаются самостоятельные территории двух-трех федеральных округов. Так, Западный военный округ дислоцируется на территории трех федеральных округов, в его составе 30 субъектов РФ, Восточный военный округ дислоцируется на территории двух федеральных округов, в его составе 11 субъектов РФ. Возникает вопрос, как двум-трем начальникам региональных центров ГОЧС при отсутствии единоначалия организовывать взаимодействие с командованием военного округа?

Отсюда вытекает необходимость условно объединить территории федеральных округов в границах военных округов с тем, чтобы установить единоначалие и обеспечить тесное сотрудничество и взаимодействие с органами управления военных округов при решении задач гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей.

Это будет способствовать также переходу от общего планирования мероприятий ГО к индивидуальному. Ведь каждый военный округ имеет свои природно-климатические особенности, учитывает боевые возможности своего вероятного противника. Значит, и защита объектов ГО будет предметной, применительно к каждому субъекту РФ, а не общей, как мы привыкли. Сейчас мы имеем общие методические рекомендации федеральным органам исполнительной власти и организациям по оценке возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником обычных современных средств поражения. В соответствии с ними разрабатывается возможная обстановка, и к ней все готовятся. А при новом подходе в каждом военном округе будет предусматриваться обстановка с учетом реально существующего боевого потенциала противостоящего на данном направлении противника, возможностей военного округа по организации обороны (в том числе противовоздушной), следовательно, будет определяться наиболее эффективный, конкретный комплекс мероприятий по ГО, проводимых в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Что это даст? Во-первых, руководители всех степеней почувствуют повышенную ответственность за обеспечение защиты населения и территорий, зная реальный сценарий возможных воздействий противника и их последствия. Население организаций, муниципальных образований, субъектов РФ будет воспринимать мероприятия ГО как жизненно необходимые, и они будут выполняться не только на бумаге, а реально.

Кроме того, это даст возможность осуществить более качественное и предметное планирование, результатом которого будет достигаться эффективность проводимых мероприятий по ГО.

Отсюда в качестве одного из вариантов предлагается следующая структура гражданской обороны на территориях в границах военных округов. Целесообразно сформировать четыре подсистемы гражданской обороны — соответственно в территориальных границах Западного, Центрального, Южного и Восточного военных округов.

 

Материал взят с портала МЧС Медиа

 

 

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001