Официальный информационный портал Раменского района

Официальный информационный портал Раменского района


Вы сейчас
в ГОСТЕВОМ режиме

[ Парольный ВХОД ]

[ Регистрация ]
[ Вспомнить пароль ]
 

 

Гостей: 7

 

Пользователей: 0

 

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!!!

Ваш Internet-обозреватель не поддерживает Cookie-файлы либо эта возможность отключена.

Для корректной работы необходимо задействовать этот сервис в свойствах обозревателя.

 

[ Обсудить статью ]

2017.01.18

Актуальные проблемы и основные тенденции дальнейшего развития гражданской обороны в Российской Федерации

 

Н.Н. Долгин, ЦСИ ГЗ МЧС России

 

1. Современные требования к готовности гражданской обороны. Будет ли усиливаться в перспективе роль гражданской обороны в обеспечении национальной безопасности России? Ответ для большинства читателей и граждан России очевиден. Однако есть часть общества, у которой возникают сомнения в целесообразности существования системы гражданской обороны в современных условиях. Доводы приводятся различные. На первое место выдвигается положение о том, что наступила эра, когда опасность масштабной военной угрозы для России миновала и, соответственно, нет необходимости к ней готовиться. В качестве наглядных примеров приводятся страны, в которых никогда не существовало гражданской обороны, и это никак не отразилось на их безопасности. И, наоборот, в тех государствах (Швейцария, Швеция и др.), в которых израсходованы огромные средства на нужды гражданской обороны, эти приготовления оказались невостребованными, а средства истраченными впустую.

Что здесь можно возразить? Современный мир переменчив, особенно если брать геополитические и военно-стратегические факторы. Они находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Предсказать их изменения намного сложнее, чем изменения погоды. Но, как и в круговороте природы, общие тенденции смены зимы на лето и наоборот сохраняются. Так и в международном климате «холодная война» сменяется потеплением, а потепление может смениться похолоданием. И ни одна страна в мире не застрахована от того, что она вдруг окажется в конфронтационном поле, и ей придется защищать свои национальные интересы. И тогда неизбежно возникнет проблема – как обеспечить защиту населения.

В настоящее время, благодаря бурному развитию средств нападения, возможность подрыва обороноспособности государства посредством нанесения ударов по глубокому тылу увеличилась в невиданных размерах. В таких условиях для обороняющихся все жертвы на фронте будут напрасными, если не удастся добиться цели, ради которой они приносятся – спасения Родины от военной катастрофы. Сегодня более чем когда-либо прежде воюющие стороны напоминают двух боксеров, которые должны быть одинаково стойкими как в нападении, так и защите. Только такое сочетание качеств дает надежду на победу. По мнению некоторых зарубежных специалистов, еще ни в одной стране всеобъемлющей гражданской обороны, которая в случае войны могла бы обеспечить надежную защиту тыла, нет. С этим трудно не согласиться. Как нет абсолютного оружия, так нет и абсолютной защиты, но создать систему защитных мероприятий, способных снизить возможные потери и ущерб до приемлемого уровня, вполне реально и, более того, необходимо. Тотальное наступление имеет оборотную сторону – тотальную оборону. Всеобщая оборона включает в себя не только военную, но и в равной степени гражданскую оборону.

Состояние гражданской обороны, ее будущее является одной из важнейших проблем для государства. Существуют несколько, нередко диаметрально противоположных точек зрения на масштабы этой проблемы.

Первая заключается в том, что сегодня в условиях отсутствия реальной угрозы военной опасности для России ей не нужна мощная гражданская оборона. Поэтому необходимо сократить ее до минимума, уменьшив тем самым государственные расходы на эти цели. Взамен предлагается оставить только мобилизационное ядро для возможного развертывания системы и мероприятий гражданской обороны в угрожаемый период.

Сторонники другой точки зрения убеждают, что снижение реальной угрозы военной опасности для России носит временный характер и что геополитическое положение России как великой державы обязывает страну заблаговременно, в мирное время создавать развернутую систему гражданской обороны.

Истина, как всегда в таких спорах, лежит посередине. В общем виде сегодня нужная такая система гражданской обороны, которая, с одной стороны, имела бы определенную степень готовности к действиям в короткие сроки, с другой — обладала бы мощным мобилизационным потенциалом для развертывания в случае необходимости крупномасштабной системы защитных мероприятий.

Интересны мнения по этому вопросу политиков и специалистов ведущих зарубежных государств.

Многие зарубежные специалисты и общественные деятели предполагают, что вследствие признания невозможности достижения победы в ядерной войне и глобальной катастрофичности ее последствий вероятность возникновения подобного рода конфликта настолько мала, а возможности защиты населения и экономики при современных средствах поражения настолько сомнительны, что гражданская оборона в свете этого теряет всякий смысл.

С другой стороны, имеются и другие мнения по этому вопросу. Так руководство США считает, что вероятность возникновения ядерной войны сохранится еще на длительный период. Ужасы ядерной войны и несовершенство планов гражданской обороны не избавляют военно-политическое руководство США от необходимости решения проблемы снижения уязвимости населения от оружия массового уничтожения и от ответственности за защиту и обеспечение гражданского сектора страны в ходе войны. Руководство США считает необходимым держать этот процесс под контролем правительства. Поэтому разработка планов защиты населения будет продолжаться при умеренных затратах на эти цели.

Противоречия в оценке целесообразности гражданской обороны в значительной мере связаны с различиями во взглядах на способы развязывания, характер и масштабы ядерной войны – начнется ли она в условиях полной внезапности для населения или после периода обострения международной обстановки и кризиса, в ходе которого военно-политическое руководство примет решение о проведении мероприятий по линии гражданской обороны? будут ли ядерные удары наноситься по городам или противник ограничится военными объектами? будет ли ядерный конфликт иметь ограниченный характер или он перерастет во всеобщую ядерную войну? как долго продлится ядерная фаза конфликта? и т.д. и т.п.

На фоне этих вопросов любые планы и мероприятия гражданской обороны будут несовершенны и уязвимы для критики.

Очевидно, требуется выбрать для разработки планов гражданской обороны наиболее вероятный базовый сценарий войны. В любом другом случае реальное планирование становится невозможным. Причем этот базовый сценарий не должен иметь ни крайне пессимистический, ни слишком оптимистический характер. Действительно, при худшем варианте развития военно-стратегической обстановки гражданская оборона существенного влияния на выживаемость и восстановление страны не окажет. Вместе с тем, по мнению специалистов, при оптимальных условиях с учетом компонентов противовоздушной обороны гражданская оборона может обеспечить защиту около 80% населения страны при любом варианте вооруженного конфликта.

В последние десятилетия актуальным стал вопрос о роли и значении мероприятий гражданской обороны в условиях войны с применением обычного высокоточного оружия.

Здесь следует рассмотреть два аспекта.

Первый. Неоспоримо, что в условиях, когда обычное высокоточное оружие может быть применено, в первую очередь, по военно-стратегическим и военно-экономическим объектам, эффективность мероприятий гражданской обороны значительно возрастает. При этом население как бы находится вне зон прямого поражения, и даже обычные простейшие защитные сооружения значительно снижают потери.

Второй. В случае нанесения высокоточных ударов по АЭС, гидроузлам, химически опасным объектам и т.д. вторичные факторы поражения могут быть такими, что их можно в какой-то степени сопоставить с последствиями от применения оружия массового уничтожения.

Учитывая, что будущие войны будут носить, скорее всего, обычный характер, то и гражданскую оборону следует развивать и совершенствовать, прежде всего, на основе базового сценария обычной войны с высокоточным оружием.

В последние годы возник еще один существенный аспект в области гражданской обороны. Речь идет о терроризме.

Международный терроризм и возникающие в связи с ним угрозы террористических актов приобретают такие масштабы, что их последствия вполне сопоставимы с последствиями вооруженного конфликта. В этих условиях силы и средства гражданской обороны не могут быть в стороне от участия в защите населения и оказании ему помощи при таких актах.

И еще один весомый довод в пользу необходимости эффективной гражданской обороны в современных условиях. Гражданская оборона должна быть в полной мере задействована в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Это позволит, с одной стороны, повысить ее социальную значимость и полезность в обществе, с другой – дать необходимую практику органам управления и силам.

Какие выводы можно сделать исходя из вышесказанного?

Во-первых, следует безоговорочно признать необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от военных опасностей в современных условиях и на обозримую перспективу, по крайней мере, до тех пор, пока существует угроза возникновения вооруженных конфликтов.

Во-вторых, сфера деятельности гражданской обороны должна быть в современных условиях существенно расширена и не ограничиваться только защитой населения в военное время.

В-третьих, гражданская оборона должна быть готовой к действиям как в условиях ядерной войны, так и в условиях войны с применением обычного оружия. При этом следует осознавать, что в условиях ракетно-ядерной войны эффективность мероприятий ГО многократно снижается, а подготовка гражданской обороны к такой войне в полном объеме требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Новые военно-экономические условия, изменившийся характер военных конфликтов, другие не менее важные обстоятельства, присущие России в XXI веке, предопределяют необходимость уточнения требований со стороны государства и общества к организации, подготовке и ведению гражданской обороны.

Характер и содержание этих требований определяется следующими основными факторами:

– состоянием военно-политической обстановки;

– характером и особенностями вооруженных конфликтов;

– уровнем развития средств вооруженной борьбы и перспективами их совершенствования;

– уровнем угроз кризисного характера в мирное время.

Анализ перечисленных факторов позволяет сформулировать основное требование к гражданской обороне в современных условиях.

Гражданская оборона должна быть готовой:

– выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актах, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;

– принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных (кризисных) ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Исходя из «Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» утверждённых Указом Президента РФ от 20.12.2016 №696, можно определить основные требования к гражданской обороне.

К числу наиболее значимых среди них следует отнести:

способность выполнять свои задачи в любой обстановке мирного и военного времени; мобильность;

способность к быстрому мобилизационному развертыванию; наличие необходимого фонда средств защиты и другого имущества гражданской обороны;

наличие подготовленных и оснащенных сил, достаточных для выполнения прогнозируемых объемов работ в очагах поражения;

способность в случае необходимости к интегрированию всех спасательных сил страны.

Раскроем коротко указанные требования.

Под требованием «способность выполнять задачи в любой обстановке мирного и военного времени» понимается, что гражданская оборона должна быть готовой:

– в мирное время совместно с другими соответствующими системами обеспечить безопасность государства, его политические и экономические основы, нормальную жизнедеятельность населения в случае крупных катастроф, аварий и террористических актов;

– в локальных и региональных войнах с обычным оружием – обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов;

Гражданская оборона Способность выполнять задачи при любом характере вооруженных конфликтов.

 

Высокая мобильность

Готовность к участию в ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций

Способность ведения АСДНР в любое время суток при любой погоде

Возможность взаимодействия с РСЧС и другими спасательными службами

Наличие подготовленных, технически оснащенных сил

Высокая мобилизационная готовность

Наличие достаточного материально-технического фонда

 

– в войнах с применением ядерного оружия – сократить потери среди населения, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность; способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки;

– в условиях нетрадиционных войн – обеспечить максимальное снижение негативных факторов и последствий, возникающих в результате этих войн.

В данной формулировке учитываются реальные возможности гражданской обороны и обозначены конкретные целевые установки и задачи, которые гражданская оборона, безусловно, должна выполнять.

Требования к обеспечению мобильности гражданской обороны означают, что ее подготовка и ведение должны осуществляться, как и вся оборона страны в целом, исходя из принципа стратегической мобильности.

Суть принципа стратегической мобильности для гражданской обороны состоит в создании возможностей для поэтапного наращивания ее мероприятий по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных и подготовленных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории; наличие мобильных резервов средств защиты и средств жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Говоря о принципе стратегической мобильности, следует понимать, что в полной мере для гражданской обороны он приемлем для ее ведения только в условиях вооруженных конфликтов, локальных и региональных войн. Крупномасштабная война с применением оружия массового уничтожения потребует задействовать гражданскую оборону на всей территории страны, перехода на принцип всеобъемлющей стратегической обороны.

Поэтому заблаговременно в мирное время должны создаваться условия и возможности для стратегического развертывания системы гражданской обороны на случай крупномасштабной войны.

В современных условиях возрастает роль и значение мобилизационной готовности гражданской обороны. В силу экономических причин еще длительное время не представится возможным заблаговременно в мирное время создать необходимую материально-техническую базу гражданской обороны. Имеется в виду реализация крупномасштабных программ по строительству убежищ, накоплению средств индивидуальной защиты и т.д.

Отсюда возрастает значение угрожаемого (особого) периода. В этот период необходимо будет в короткие сроки не только привести в готовность органы управления и силы ГО, но и восполнить материально-технический фонд. Поэтому к вопросам мобилизационного планирования в настоящий период требуется особое внимание.

Наличие необходимого фонда средств защиты и другого имущества. Без заблаговременного создания определенного фонда средств защиты и другого имущества невозможно эффективное решение задач гражданской обороны. Сюда относятся убежища и укрытия, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства первоочередного жизнеобеспечения и др.

Вопрос заключается в том, в каких объемах и номенклатуре создавать эти резервы материально-технических средств? В различных странах эта задача решалась по-разному.

Например, в Швейцарии, Швеции, Израиле была принята программа заблаговременного создания фонда убежищ, технических средств, продуктов питания для всего населения страны. В других странах (США, ФРГ, Франции и др.) ограничивались принятием программ по отдельным видам этих средств. В России создание фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения осуществляется в соответствии с «Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309. Согласно данному постановлению убежища создаются для защиты:

работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне;

работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала;

трудоспособного населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне.

Противорадиационные укрытия создаются для защиты:

работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время;

населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.

Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются, в первую очередь, личный состав формирований гражданской обороны, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно, химически и биологически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).

Принимая данные общие требования в части создания материально-технического фонда за основу, вместе с тем было бы целесообразно их перевести на конкретные количественные показатели с тем, чтобы более реально оценивать степень готовности гражданской обороны и более рационально использовать выделенные на эти цели средства.

Наличие подготовленных и оснащенных сил гражданской обороны. Сколько необходимо сил для того, чтобы эффективно вести АСДНР и выполнять другие задачи гражданской обороны? Казалось бы, что чем больше, тем лучше. Однако, как показывает практика ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, количество спасательных сил не всегда обеспечивает успех в проведении работ. Определяющим фактором становится профессионализм спасателей, их техническая оснащенность, способность применять современные спасательные технологии.

2. Актуальные проблемы гражданской обороны

В настоящее время состояние гражданской обороны можно охарактеризовать как в целом обеспечивающее выполнение основных задач в условиях современных войн. Этот вывод обуславливается, с одной стороны – снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны с применением оружия массового уничтожения, что существенно повышает реальные возможности по защите населения, с другой – своевременным принятием мер по сохранению потенциала гражданской обороны.

Сформирована основная нормативная правовая база в области гражданской обороны.

Осуществляется комплекс мер по поддержанию требуемого уровня готовности систем гражданской обороны. Созданы на новой основе единые органы управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

Созданы группировки сил гражданской обороны в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Оптимизирован состав и структура сил гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение, повышается уровень их боевой готовности.

Сформирована и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой в настоящее время входят более 7 тыс. учреждений различных федеральных органов исполнительной власти.

Существенную роль в повышении готовности гражданской обороны сыграло создание Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства которой позволяют более эффективно решать задачи гражданской обороны.

Приоритетное внимание в последние годы уделяется вопросам повышения уровня защищенности населения.

С учетом современных требований проводится реконструкция системы централизованного оповещения населения.

Спланированы и осуществляются в соответствии с действующими нормативными правовыми и методическими документами мероприятия по инженерной, радиационной, химической и медицинской защите населения.

Проводится обучение населения и подготовка руководящего состава, специалистов и формирований. В этих целях широко применяются современные обучающие методики и технические средства.

Вместе с тем в состоянии гражданской обороны Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем.

Наиболее актуальными и важными проблемами являются повышение готовности гражданской обороны и повышение эффективности защиты населения. Для их реализации необходимо обеспечить выполнение ряда стратегических задач.

Первое. Продолжить развитие и совершенствование нормативной правовой базы для формирования и реализации государственной политики в сфере гражданской обороны и защиты населения. Особое внимание необходимо уделить работе по формированию единого нормативного правового поля в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на субъектовом и муниципальном уровнях.

Второе. Предпринять необходимые усилия по созданию эффективной системы управления гражданской обороны, которая должна базироваться на действующей системе государственного и военного управления. При этом необходимо использовать существующую систему пунктов и органов управления гражданской обороны, направив основные усилия на их модернизацию путем внедрения новейших технологий, автоматизированных систем управления и современных телекоммуникаций.

Третье. Необходимо предпринять конкретные шаги по совершенствованию состава сил гражданской обороны, их подготовке и обучению. Основные усилия должны быть направлены на безусловное выполнение Плана строительства и развития сил и средств МЧС России. Ключевым элементом этой работы является строительство и развитие федеральной противопожарной службы, включая создание на их основе органов и сил, предназначенных для решения задач гражданской обороны.

В целях повышения эффективности реализации задач гражданской обороны необходимо также решить вопрос о создании специальных формирований в федеральных органах исполнительной власти и соответствующих федеральных служб гражданской обороны.

Требует дальнейшего совершенствования оперативная подготовка органов управления и сил гражданской обороны. Методы проведения командно-штабных учений, тренировок и тактико-технических занятий должны учитывать новые условия функционирования гражданской обороны. Длительное время не проводятся опытно-исследовательские учения, потребность в которых в новых изменившихся условиях велика. В связи с их отсутствием не представляется возможным проверить новые теоретические наработки.

Четвертое. Остается острой проблемой накопление, хранение и поддержание в готовности материальной базы гражданской обороны. В силу сложившихся социально экономических обстоятельств недостаточными темпами идет накопление фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, средств жизнеобеспечения и др.

Необходимы новые подходы к накоплению фонда защитных сооружений, новые конструктивно-планировочные решения для создания простейших укрытий и эффективного освоения подземного пространства городов. Назрела необходимость разработки более совершенных средств индивидуальной защиты, средств наблюдения и лабораторного контроля.

Пятое. Выполнение основных задач гражданской обороны будет малоэффективным, если не предпринять ряд конкретных шагов по совершенствованию обучения населения и формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Этот вопрос остается ключевым звеном развития системы гражданской обороны и защиты населения.

С целью организации подготовки населения, повышения уровня информирования граждан в области гражданской обороны на основе современных технологий необходимо продолжить создание ОКСИОН. Это важная и очень сложная работа. На территориальные органы МЧС России возложена основная ответственность по размещению и строительству информационных центров и терминальных комплексов ОКСИОН.

Шестое. Одной из актуальных проблем является задача по формированию правового механизма реализации требований в области гражданской обороны и разработке нормативных документов по установлению порядка осуществления специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны. Необходимо также предпринять усилия по снятию избыточных административных барьеров и упрощению надзорных процедур в области гражданской обороны и защиты населения.

Седьмое. Требованием времени является существенное улучшение финансового и материально-технического обеспечения гражданской обороны и защиты населения. В настоящее время принята федеральная целевая программа «Пожарная безопасность Российский Федерации на период до 2017 года?. Объем финансирования программы за 5 лет составит 181,760 млрд. руб.

Реализация программы позволит ежегодно сокращать число погибших при пожарах

людей на 4–%, а экономический ущерб от пожаров – на 13,9 млрд. руб. в год. При реализации данной программы должны быть предусмотрены ресурсы для решения задач гражданской обороны и защиты населения.

Современная обстановка настоятельно требует повышения возможностей по защите населения, материальных и культурных ценностей, расширения спектра методов и способов защиты. Усиление авиационной составляющей является неотъемлемой частью повышения готовности сил гражданской обороны, поэтому предстоит серьезная работа по внедрению авиационных технологий для спасения пострадавших. При этом планируется создать необходимую инфраструктуру для использования вертолетов, которые будут оказывать экстренную медицинскую помощь гражданам при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивать выполнение задач гражданской обороны.

За последние годы мы значительно продвинулись в развитии науки, техники и технологий в области гражданской обороны и защиты населения.

Требуется дальнейшее совершенствование технических систем управления и оповещения населения, модернизация средств связи и использование оптико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения. Современным условиям должно отвечать информационное обеспечение.

В настоящее время гражданская оборона не может эффективно развиваться без соответствующего внимания общества. В связи с этим требуется разработка комплекса мер,

направленных на поддержку добровольного участия в мероприятиях ГО отдельных граждан и организаций.

В результате выполнения вышеперечисленных задач должна быть решена главная проблема – соответствие возможностей гражданской обороны угрозам и вызовам современности.

3. Основные тенденции дальнейшего развития гражданской обороны Какие военно-политические, военно-технические и социально-экономические условия определяют тенденции дальнейшего развития гражданской обороны?

Во-первых, резко снизилась вероятность глобального вооруженного конфликта, однако сохраняется высокая опасность возникновения региональных и локальных вооруженных конфликтов.

Во-вторых, принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снизили возможность применения оружия массового уничтожения. Однако полностью ее не исключают. Продолжается распространение оружия массового уничтожения.

В-третьих, возрастает угроза мирового терроризма и стремление террористических организаций к овладению средствами массового поражения.

В-четвертых, изменяется характер вооруженной борьбы. В концепциях ведения новых войн все большая роль отводится высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах.

В-пятых, усиливаются угрозы невоенного характера, связанные с качественно новыми средствами экономической, технологической, этнической, конфессиональной, нравственно-психологической и других форм экспансии.

Развитие гражданской обороны в XXI веке будет происходить с учетом следующих принципиальных положений.

1. Гражданская оборона будет строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства – принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий гражданской обороны по времени и пространству в зависимости от места и уровня угроз, в концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории; наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

2. Гражданская оборона Российской Федерации должна быть готовой к выполнению своих задач в условиях возможных военных действий любого масштаба, всех форм возможных вооруженных конфликтов, применения всех видов средств вооруженного противоборства.

3. Особое значение приобретает уровень мобилизационной готовности гражданской обороны. Государство не в состоянии заблаговременно подготовить весь комплекс защитных мероприятий (защитные сооружения, силы, органы управления и т.д.). В связи с этим возрастает роль и значение угрожаемого периода, в течение которого должны быть проведены все необходимые мобилизационные мероприятия.

4. В условиях ограниченного финансирования не представляется возможным реализовывать крупные инвестиционные программы в области гражданской обороны. Поэтому представляется крайне важным в этих условиях обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий ГО.

5. Гражданская оборона должна стать, с одной стороны, менее затратной для государства, с другой – более общественно полезной. Этого можно достичь, максимально учитывая при разработке и накоплении средств защиты, имущества, материально-технических средств возможное их комплексное использование в мирное и военное время как в интересах защиты людей от военных опасностей, так и для социально-экономических целей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6. Общество должно избавиться от иллюзий, что гражданская оборона, как сугубо оборонное дело, относится только к федеральному ведению, что все расходы на ее мероприятия должен нести только федеральный бюджет. Это, во-первых, нереально с экономической точки зрения, а во-вторых, неправильно и по существу, так как мероприятия гражданской обороны носят не столько оборонный, сколько социальный, гуманитарный характер, что, кстати, подчеркивается Женевскими конвенциями о защите гражданского населения.

Гражданская оборона должна являться предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом организация, подготовка и ведение гражданской обороны осуществляются всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, выполнение мероприятий гражданской обороны является долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации.

Основные тенденции в развитии гражданской обороны в XXI веке

Как уже отмечалось выше, значение мероприятий гражданской обороны потеряло остроту, присущую временам «холодной» войны, но необходимость в них не отпала.

В то же время ни одна из ведущих стран не отказывается полностью от систем гражданской обороны. Все понимают, что вероятность военных угроз сохраняется, и гражданская оборона может с любым обострением военно-политической обстановки стать актуальной.

Вместе с тем стало совершенно очевидно, что требуется гражданская оборона нового типа, призванная быть эффективной не только в военное время, но и в мирное время.

Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в последние годы резко возросло число техногенных катастроф и стихийных бедствий. Это в свою очередь требует пересмотра концепции гражданской обороны с целью ориентации ее на участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Например, в США функции гражданской обороны в мирное время были законодательно закреплены в виде поправки к закону о гражданской обороне 1950 года (статья 5, принятая в 1980 году). Эта статья не только узаконила использование сил и средств гражданской обороны для оказания помощи населению в случае стихийных бедствий, производственных аварий, но и определила ряд конкретных задач, реализация которых необходима во всех случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. К ним относятся: планирование, оповещение, связь, управление, контроль, укрытие и перемещение людей в безопасные районы, обеспечение его продуктами питания и предметами первой необходимости.

Причем в дополнении к закону акценты были сделаны на обеспечение защиты населения в случае катастроф на предприятиях химической промышленности, атомной электроэнергетики и других, связанных с переработкой и производством сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ.

Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, ее мероприятия приобретают больше социальный, чем военно-стратегический характер.

В последние годы о гражданской обороне все больше говорят в социальном и гуманном плане, меньше увязывая ее с военными аспектами.

Особо следует подчеркнуть социальную значимость ГО в части воспитания у населения психологических установок и практических навыков по действиям в условиях возникновения угроз жизни и здоровью.

Вместе с тем, речь не идет о полной «девоенизации» гражданской обороны. Ее связь с силовыми ведомствами остается.

Характерен в этом плане пример США. Передача функций гражданской обороны из министерства обороны в руки ФЕМА в 1979 году несколько ослабило военную ориентацию системы, связь с вооруженными силами. Однако министерство обороны принимает участие в разработке концепции использования гражданской обороны, программ ее развития, планов взаимодействия с вооруженными силами в мирное и военное время, так как руководство США признает, что подготовка населения и экономики к войне должна осуществляться в соответствии с планами военного ведомства и общим стратегическим замыслом.

Более тесной становится связь мероприятий гражданской обороны с мобилизационной подготовкой государств.

В связи с тем, что значительная часть этих мероприятий не может быть подготовлена заранее в мирное время, возрастает объем мероприятий, проводимых в переходный период с мирного на военное время. Отсюда вытекает необходимость особого внимания к вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, особенно в части материального и ресурсного обеспечения.

Происходит определенная «децентрализация» гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов управления в решении задач гражданской обороны. При этом вопрос о финансировании ее мероприятий занимает одно из центральных мест. В связи с тем, что полностью покрыть все расходы на гражданскую оборону из федерального бюджета не представляется возможным, необходимы меры по распределению этих расходов на федеральный, местный уровень и частный сектор.

В ФРГ, например, принят специальный закон, в соответствии с которым основная часть расходов на мероприятия по подготовке гражданской обороны возложена на местные органы.

Будет происходить дальнейшая интеграция гражданской обороны с другими спасательными структурами и организациями. Особенно наглядно это видно на примере гражданской обороны и РСЧС. В настоящее время в России созданы и функционируют две общегосударственные системы в области защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от различного рода опасностей. Одна – система гражданской обороны, обеспечивающая защиту от военных опасностей, другая – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ориентированная на защиту

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Естественно возникает вопрос – нельзя ли на базе этих двух систем создать единую государственную систему по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей от всего спектра опасностей, указанных выше, и функционирующей как в условиях мирного, так и военного времени.

Какие при этом приводятся доводы?

Во-первых, как показывает опыт вооруженных конфликтов последнего десятилетия, происходит размывание границ между мирным и военным временем. На территории государства ведется вооруженная борьба, гибнут люди, разрушается инфраструктура, а состояние войны и военное положение официально не объявляется.

Во-вторых, активизация международной террористической деятельности в отдельных случаях приводит к последствиям, соразмерным с последствиями, возникающими в ходе военных действий.

В-третьих, эскалация нетрадиционных методов государственного противоборства без применения средств вооруженной борьбы влечет за собой значительные опасности социального характера для населения.

В-четвертых, в конце XX –начале XXI века все более частой становится практика совместных действий сил и средств гражданской обороны и РСЧС в кризисных (чрезвычайных) ситуациях. Это наглядно было видно в ходе восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике. Поэтому вполне естественным является начавшийся десять лет назад процесс постепенной интеграции системы гражданской обороны и РСЧС. Этот процесс характеризуется:

созданием единых органов управления по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения противопожарной безопасности;

происшедшими в последние годы изменениями характера задач гражданской обороны, которая теперь в законодательном порядке обеспечивает защиту населения, материальных и культурных ценностей не только от военных опасностей, но и опасностей природного и техногенного характера;

появлением нового понятия — «гражданская защита», которое все больше и больше находит распространение. Это понятие, хотя и в неофициальном порядке, объединяет такие понятия, как гражданская оборона и РСЧС.

Интеграция гражданской обороны и РСЧС обусловлена следующими причинами:

– единством физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов от применения средств вооруженной борьбы и при чрезвычайных ситуациях;

– единством целевых функций гражданской обороны и РСЧС, которые в принципе выполняют один спектр задач, правда, в различных условиях;

– возможностью решения задач гражданской обороны и РСЧС практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;

– схожестью способов и методов защиты населения в мирное и военное время.

Заключение

Обеспечение национальной безопасности было и остается одной из основных функций государства. Реализация мер в данной области требует активного участия всех государственных и общественных структур, всех социальных систем. Не является исключением и активное участие в обеспечении национальной безопасности сил и средств гражданской обороны. Крайне важно при этом точно определить ее роль и место в общем процессе, правильно выстроить приоритеты, конкретизировать формы и методы практической работы.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, происшедшие на территории России в последние годы (аварии на ГЭС, природные пожары из-за аномальных погодных условий), еще раз убедительно показывают необходимость крупномасштабных, скоординированных действий со стороны Правительства Российской Федерации, МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти действия должны носить, в первую очередь, превентивный, предупредительный характер.

Заблаговременной подготовки требуют мероприятия гражданской обороны на случай военных испытаний.

Для того чтобы правильно выстроить стратегию гражданской обороны, определить программу ее развития, необходим научный подход к решению таких проблем, как создание более эффективной системы защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение защищенности критически важных объектов, создание системы антикризисного управления, реформирование сил гражданской обороны и др.

При проведении научных исследований необходимы комплексный подход к изучению проблем безопасности, проведение глубокого анализа и практическое использование современного отечественного и зарубежного опыта в данной области, разработка новых подходов, методов и способов защиты.

Не обеспечив эффективную защиту населения, территорий, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных опасностей, опасностей военного характера, от бедствий, которые приводят к гуманитарным катастрофам, нельзя говорить об обеспечении в достаточной мере национальной безопасности Российской Федерации.

 

[ В начало ]

 
 
 

Обсуждение

 


Условия обсуждения:

Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к обсуждению материала, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный/агиационый характер, будут также удалены.

Модератор: info@ramenskoye.ru

 

   Открыть новую тему


 

Техническое сопровождение и информационная поддержка: Управление муниципальных услуг и развития ИКТ Администрации Раменского района.
info@ramenskoye.ru

 

Дата открытия веб-сайта:
Август 2001